Залог добрых отношений - умение говорить друг с другом. Как выразить эмоции, не переходя в агрессивную конфронтацию, или заявить об ожиданиях, не провоцируя ссору? Рассказывает эксперт фонда «Дети-бабочки», лидер проекта «Редкие женщины» клинический психолог Ольга Кулиш.
1. Мы не всегда правильно считываем то, что имел в виду собеседник. Но всегда можем это уточнить. Используйте для уточнения технику «Парафраз»: «Правильно ли я понимаю, что ты хотел сказать…»
2. Пользуйтесь «Я-сообщениями». Вместо того, чтобы обижать человека словами «Ты вечно опаздываешь!», расскажите ему о своих чувствах: «Я тревожусь, когда тебя долго нет».
3. Обозначайте претензии конкретно и понятным языком, объяснив, что именно вам не нравится. Фраза «Ты совсем мне не помогаешь» звучит как обвинение, в отличие от фразы «Я очень устала и буду благодарна за помощь, пожалуйста, погуляй с собакой и уложи детей спать».
4. Старайтесь избегать негативных оценок. Безобидные, на первый взгляд, слова «Какой же ты странный…» могут сильно задеть человека. Лучше спросить: «Расскажи, почему ты так поступил?»
5. Направьте фокус внимания на позитивное будущее, а не на негативное прошлое. Ресурсные идеи работают лучше чувства вины и дискомфорта. Фраза: «Давай заранее планировать наши выходные, чтобы как следует к ним подготовиться» гораздо продуктивнее слов: «Ну, вот, опять уикенд прошел впустую»!
6. Избегайте прямой критики: люди воспринимают замечания в свой адрес как нарушение личных границ, а не как добрый совет. Критика, нацеленная на личность, а не на конкретное действие, вызывает враждебность и желание защищаться. И если ваша цель — бесконфликтно решить вопрос, выбирайте иную тактику общения.
7. Избегайте «ловушкек восприятия» - ошибочных выводов с опорой на собственные умозаключения. К таким ловушкам относятся обобщение («все вы», «ты никогда»), черно-белое мышление (стремление замечать либо только хорошее, либо только плохое) и свойство находить информацию, которая подтверждает ваше мнение, а информацию, которая его опровергает, игнорировать.
8. Будьте гибки и готовы к компромиссу. Не всегда можно получить желаемое, но можно найти решение, которое устроит всех.
9. Помните важно правило: эффективный диалог — не только умение говорить, но и умение слушать.
10. Если произошел конфликт по вашей вине, не бойтесь признать это и попросить прощения. Еще Цицерон говорил: «Каждому человеку свойственно ошибаться, но только глупцу свойственно упорствовать в своей ошибке».
1. Мы не всегда правильно считываем то, что имел в виду собеседник. Но всегда можем это уточнить. Используйте для уточнения технику «Парафраз»: «Правильно ли я понимаю, что ты хотел сказать…»
2. Пользуйтесь «Я-сообщениями». Вместо того, чтобы обижать человека словами «Ты вечно опаздываешь!», расскажите ему о своих чувствах: «Я тревожусь, когда тебя долго нет».
3. Обозначайте претензии конкретно и понятным языком, объяснив, что именно вам не нравится. Фраза «Ты совсем мне не помогаешь» звучит как обвинение, в отличие от фразы «Я очень устала и буду благодарна за помощь, пожалуйста, погуляй с собакой и уложи детей спать».
4. Старайтесь избегать негативных оценок. Безобидные, на первый взгляд, слова «Какой же ты странный…» могут сильно задеть человека. Лучше спросить: «Расскажи, почему ты так поступил?»
5. Направьте фокус внимания на позитивное будущее, а не на негативное прошлое. Ресурсные идеи работают лучше чувства вины и дискомфорта. Фраза: «Давай заранее планировать наши выходные, чтобы как следует к ним подготовиться» гораздо продуктивнее слов: «Ну, вот, опять уикенд прошел впустую»!
6. Избегайте прямой критики: люди воспринимают замечания в свой адрес как нарушение личных границ, а не как добрый совет. Критика, нацеленная на личность, а не на конкретное действие, вызывает враждебность и желание защищаться. И если ваша цель — бесконфликтно решить вопрос, выбирайте иную тактику общения.
7. Избегайте «ловушкек восприятия» - ошибочных выводов с опорой на собственные умозаключения. К таким ловушкам относятся обобщение («все вы», «ты никогда»), черно-белое мышление (стремление замечать либо только хорошее, либо только плохое) и свойство находить информацию, которая подтверждает ваше мнение, а информацию, которая его опровергает, игнорировать.
8. Будьте гибки и готовы к компромиссу. Не всегда можно получить желаемое, но можно найти решение, которое устроит всех.
9. Помните важно правило: эффективный диалог — не только умение говорить, но и умение слушать.
10. Если произошел конфликт по вашей вине, не бойтесь признать это и попросить прощения. Еще Цицерон говорил: «Каждому человеку свойственно ошибаться, но только глупцу свойственно упорствовать в своей ошибке».
Обратно в раздел:
ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ