До сих пор на пространстве бывшего СССР широко известны и используются традиционные виды реабилитации детей с особенностями здоровья и развития: лечебная физкультура, массаж, занятия с логопедами и дефектологами. И, конечно, последние годы широко практикуются дорогостоящие виды реабилитации с недоказанной эффективностью.
Мы не будет подробно разбирать каждый из них, коснемся лишь некоторых признаков, которые должны заставить родителей усомниться в необходимости данного вида помощи:
- обещания преодоления проблем со здоровьем или развитием в короткий срок или за один курс;
- отсутствие результатов исследований метода на специализированных ресурсах;
- отсутствие четких критериев эффективности;
- отказ специалистов обсуждать с родителями цели, задачи и способы их реализации, давать обратную связь, подробно рассказывать о способах взаимодействиях с ребенком;
- неуважительное отношение к ребенку и родителям, использование болезненных и насильственных способов взаимодействия с ребенком;
- отсутствие у специалиста образования в данной сфере деятельности;
- пренебрежительное отношение к соблюдению правил безопасности.
Но даже в профессиональных кругах не всем известно о таких современных эффективных и бережных направлениях, как эрготерапия и физическая терапия.
ЭРГОТЕРАПИЯ
Эрготерапевт в своей практике опирается на деятельность, имеющую для человека смысл и ценность. Для этого вида реабилитации не имеет значения возраст или диагноз, она действенна в случае физических, ментальных и эмоциональных особенностей. В начале работы специалист выясняет потребности и желания взрослого или маленького пациента, оценивает, на какие сферы жизни влияют ограничения, вызванные заболеванием, и вместе с ним ставит цели, которые необходимо достичь, чтобы преодолеть или обойти эти ограничения. Если речь идет о работе с ребенком, в обсуждении целей участвуют и родители. В процессе работы проводится регулярная оценка успехов и при необходимости пересмотр целей. И, конечно, один из главных принципов эрготерапии – это уважение и принятие воли того, кто нуждается в помощи. Любой человек нуждается в поддержке, но для того, кто во многом зависит от других, поддержка – важный фактор успеха реабилитации. Эрготерапевт отмечает достижения своего клиента и дает позитивную обратную связь.
Главная цель процесса эрготерапии – помочь человеку достичь максимальной самостоятельности во всех видах деятельности: в быту, уходе за собой, в игре и на работе. Для этого эрготерапевт работает не только непосредственно с клиентом, но и помогает организовать среду максимально комфортным и безопасным образом, подобрать специальное оборудование или адаптировать привычные предметы.
Например, если в ходе беседы выбрана цель научить ребенка с двигательными нарушениями самостоятельно принимать пищу, эрготерапевт может дать следующие рекомендации:
- изменить высоту стола и стула, чтобы ребенок находился в устойчивой позе;
- адаптировать форму ложки так, чтобы ее было удобно держать (например, выбрать более легкую или тяжелую модель, увеличить толщину ручки для удобства захвата и изменить угол изгиба);
- изменить консистенцию блюд, чтобы ребенку было проще их зачерпывать;
- подобрать удобную кружку или поильник.
Таким же образом для облегчения одевания может быть адаптирована одежда (простые застежки и приспособления для застегивания пуговиц), учебные принадлежности, пространство, где живет ребенок.
ФИЗИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
Как и эрготерапевты, физические терапевты работают с людьми всех возрастов, помогая восстанавливать утраченные и приобретать новые двигательные навыки, необходимые для максимально полноценной жизни. Как правило, специалисты по физической терапии входят в состав мультидисциплинарной команды. Основное различие между этими направлениями состоит в том, что эрготерапевт занимается помощью в достижении самостоятельности в целом, принимая во внимание весь комплекс факторов, окружающих пациента, тогда как физический терапевт работает в более узкой области: восстановлении или поиске возможности для компенсации ограниченных двигательных функций. В своей работе физические терапевты опираются на знания анатомии, биомеханики и нейропсихологии. Арсенал их методов работы включает в себя мануальное воздействие, массаж, рефлексотерапия и воздействие теплом, светом, высокими частотами, ультразвуком и водой. В основном, методы, которые использует физический терапевт, основаны на движении.
Для детей занятия проводятся в игровой и непринужденной форме, ведь игра – необходимая и важная составляющая развития ребенка. Как и в эрготерапии, в работе с физическим терапевтом нет места принуждению и насилию, а главными ценностями являются уважение, доверие, физическая и психологическая безопасность клиента любого возраста.
И эрготерапия, и физическая терапия направлены на максимальное включение человека в общество и удовлетворение его потребностей в самостоятельности и независимости.
Автор статьи: Александра Рыженкова