Бытует мнение, что учиться во взрослом возрасте сложнее, чем в детстве и в юности. Отчасти это правда, и даже не из-за того, что с годами «мозги хуже варят» (хотя и это, увы, правда). Просто взрослому человеку (особенно женщине) приходится параллельно заниматься домом и детьми, держать в голове кучу другой важной информации и принимать ответственные решения.
Повторенье — мать ученьяВ наш мозг ежесекундно поступают терабайты информации. Изначально она сваливается в общую папку «кратковременная память», почти все содержимое которой обновляется в течение часа. Судьбу файлов решает главный факт: повторялась информация или нет? Если да, на файле ставится метка: «Важно!», и его хранят еще какое-то время.
МнемотехникиЭто специальные приемы, увеличивающие емкость памяти и качество запоминания. Погуглите, некоторые из них вам точно знакомы.
Потребляйте знания правильным для себя способомТем, кто лучше всего усваивает информацию в форме текста, рекомендуется делать конспекты и читать учебники. Если ведущим каналом является слух, слушайте лекции, выбирайте аудирование, записывайте лектора на диктофон для повторного прослушивания, используйте программы, переводящие текст в речь, читайте сами себе вслух. При главенствующем визуальном канале рекомендуется смотреть лекции и презентации, переводить информацию в схемы и выделять цветом главное в тексте (это повышает запоминание на 30%!).
Грамотно резюмируйте информациюДва магических словосочетания — концептуальные карты и ментальные карты. Это замечательные инструменты, достойные отдельной статьи. Первые помогают установить в массиве информации причинно-следственные связи, вторые — систематизировать огромный объем информации. Лично я как-то уместила на одной ментальной карте роман «Война и Мир» со всеми его героями и сюжетными линиями.
ДвигайтесьЧеловек может спокойно сидеть и прилежно учиться лишь определенный отрезок времени — у каждого он индивидуален. Люди с высокой потребностью в движении нуждаются в регулярных перерывах. Они также лучше воспринимают информацию во время пробежки, ходя из угла в угол по комнате, или крутя педали велотренажера. Спойлер: даже потискать игрушку-антистресс тоже помогает! Но и тем, чья потребность в движении низка, все равно необходимо разминаться минимум раз в час. Хотя бы принести себе чашку чая из кухни.
Один или не один? Вот в чем вопрос!Существенный процент человечества гораздо лучше усваивает информацию в группе. Причин тому несколько: возможность обсудить, уточнить, выслушать другие мнения, внутригрупповая конкуренция, в конце концов. В то же время некоторые люди вообще не могут обучаться с кем-то, их это отвлекает и нервирует. Обычно мы интуитивно знаем про себя такие вещи, но все же подумайте: вдруг вы можете помочь себе? Например, выбрать групповые занятия или завести компаньонку, вместе с ней делать домашку и обсуждать проекты.
Сытое брюхо к науке очень даже!Нам всю жизнь рассказывали, что знания лучше усваиваются на голодный желудок. Это неправда! Конечно, обильный обед из 5 блюд обострению памяти не способствует, но и голодным учиться нельзя. Голод — стресс, организм реагирует на него однозначно: «Какие знания, я есть хочу! И пить!» — обезвоживание ухудшает запоминание и способность к концентрации. Если вам необходимо привести интеллект в боевое состояние, пейте воду и закусывайте либо горьким шоколадом с минимумом сахара, либо орехами: жирные кислоты — незаменимый стройматериал для клеток мозга.
Автор статьи: Ольга Гончаренко